

9 мая 2015 года наша страна отмечает знаменательную дату -70 лет Победы в Великой Отечественной войне. В фондах и экспозиции музея ДДЮТ представлены уникальные реликвии военного времени.
Мы открываем рубрику «Наша память хранит», где будут представлены фотографии, документы, личные вещи фронтовиков и уникальные предметы, найденные юными поисковиками на местах сражений.
____________________________________________________
Фляжка советского бойца
http://www.dvorec37.ru/index.php/2014-10-20-03-58-48#sigFreeId214ff6d2ad
В военно-исторической экспозиции ВСПК «Легион» есть один экспонат, который вызывает живой интерес практически у всех посетителей. Это стандартная армейская фляжка советского бойца, изготовленная из стекла…. Вот эта особенность обычного, казалось бы, предмета и удивляет наших гостей. Действительно, трудно представить более неподходящий материал для солдатской фляжки: тяжёлый и хрупкий. Более того, если вражеская пуля попадала во фляжку, то стеклянные осколки наносили дополнительные ранения нашему бойцу. Кстати, советские солдаты не любили эти фляги и при возможности заменяли их на трофейные немецкие.У писателя-фронтовика Виктора Астафьева в книге "Солдат и мать" есть такие слова:
"... Время от времени я ругаюсь, желая всяких напастей тому, кто придумал стеклянные фляги для военного человека..."
Так почему же наши бойцы были вынуждены использовать фляжки из стекла? Обратимся к истории.
С давних времен как в русской, так и в армиях других стран, для переноски воды в экипировке солдата имелись разнообразные емкости. Например, в 19-м веке в армии Российской империи использовали деревянную водоносную баклагу образца 1882 года.
В годы Первой Мировой войны на «вооружение» в наших войсках появились фляги из дешёвого и доступного стекла. Они использовались и позднее, во время Гражданской войны. К началу 1930-х гг. в СССР было решено отказаться от неудобных стеклянных фляжек и перейти на гораздо более практичный, хотя и дорогой алюминий. В 1932 г. был утвержден Общесоюзный стандарт, в котором были установлены основные размеры и технические условия на металлические фляги для Рабоче - Крестьянской Красной армии ёмкостью в 1 и 0,75 литра.
С началом Великой Отечественной войны наша страна столкнулась с проблемой дефицита алюминия, необходимого, прежде всего для производства самолётов.
В целях экономии ценного металла алюминиевые солдатские фляги зачастую заменяли на фляги стеклянные(аналог стеклянной фляжки царской армии) которые выпускались из различного по цвету стекла, снабжались брезентовым чехлом и затыкались резиновой, корковой или даже деревянной пробкой. Кроме того, завод «Красный выборжец», где производилось большинство советских металлических фляг, находился в осаждённом Ленинграде и не мог работать на всю нашу армию.
Итак, военное время и нехватка ценного алюминия привели к тому, что наши бойцы вновь вернулись к дешёвым стеклянным фляжкам. И эти фляжки честно «служили» вплоть до самой Победы (возобновить производство металлических фляг удалось лишь в 1948 г.)
Найти уцелевшую стеклянную флягу во время поисковых работ на местах боёв Великой Отечественной – немалая удача. Стекло - очень непрочный материал, и чаще от фляги остаются только осколки…. Но иногда, время щадит её, и в наших руках оказывается такая хрупкая, но в чём-то очень изящная, советская стеклянная фляжка.
____________________________________________________
План мероприятий МБОУ ДОД ДДЮТ, посвященный 70 – летию Великой Победы для школьников и жителей города Иванова на 2014-2015 уч.год
|
№ |
мероприятие |
сроки |
ответственные |
|
1. |
Оформление тематических выставок в музее ДДЮТ и музее ВСПК «Легион» « Великим именем Победы» |
Декабрь-январь |
Покаместова Н.И. Любимова А.Г. Чебоксаров В.С. Грицких Г.Е. |
|
2. |
февраль |
Покаместова Н.И. Грицких Г.Е. |
|
|
3. |
Выездная выставка –презентация «Эхо войны» (экспонаты военных лет, привезенные из поисковых экспедиций , с мест, где шли бои в годы ВОВ). |
Ноябрь-май |
Чебоксаров В.С.
|
|
4. |
Посвящение в курсанты ВСПК «Легион» |
декабрь |
Покаместова Н.И. Субботин В.А. Чебоксаров В.С. |
|
5. |
Экскурсионно - туристическая поездка в г. Кинешма на родину Маршала Василевского. |
февраль |
Чебоксаров В.С. Субботин В.А. |
|
6. |
Тематические встречи для школьников города по теме: «Дворец в годы войны».или «Коллективы Дворца в годы войны»(пригласить на встречи воспитанников Дворца тех лет). |
ежемесячно |
Любимова А.Г. |
|
7. |
Создание электронного сборника воспоминаний кружковцев военных лет(для альбома). |
апрель |
Колчева О.В. Любимова А.Г. Покаместова Н.И. Крылова О.Г. |
|
8. |
Открытие рубрики на сайте ДДЮТ :«Наша память хранит…»(из экспонатов музея ДДЮТ военной тематики). |
2 экспоната в месяц. Октябрь-май |
Любимова А.Г. Покаместова Н.И. Чебоксаров В.С. |
|
9. |
Создание Календаря-памяти : «До празднования дня Победы осталось - 100, 99 и т.д. дней. |
Открытие 30 января |
Колчева О.В. Грицких Г.Е. |
|
10. |
Интеллектуально-творческая игра «Спасибо героям, спасибо солдатам, что мир подарили тогда в сорок пятом!» |
март |
Виноградова С.Г. |
|
11. |
Литературно-музыкальная композиция из истории(по архивным материалам Музея истории ДДЮТ) |
апрель |
Борисова В.В. Любимова А.Г. |
|
12. |
Традиционная встреча поколений в честь Дня Победы. |
май |
Колчева О.В. Покаместова Н.И. Любимова А.Г. |
|
13. |
Проект «Стена памяти» |
Апрель-май |
Осинкина Т.Л. |
|
14. |
Подготовка тематического репертуара в художественных коллективах, участие в концертных программах на различных площадках города. |
В течение года |
Жуковский А.М. Бакова В.И. Полякова И.Ю. Борисова В.В. |
|
15. |
Возложение цветов на военном кладбище в м. Балино к памятнику «Скорбящая мать». (9 мая - 40 летие создания памятника) |
май
|
Покаместова Н.И. Субботин В.А. Чебоксаров В.С. |
_____________________________________________________________________________________
I областной слёт тимуровцев. Дворец пионеров. 1944 год
В президиуме 2-я слева Галина Юшко – секретарь обкома комсомола.
Первый слёт тимуровцев открылся 5 марта 1944 года в зрительном зале Дворца пионеров. На нём были представители 700 тимуровских команд.
Тимуровские команды появились в первые месяцы войны в пионерских дружинах школ страны и нашего города по примеру героев книги известного детского писателя Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». 4 тимуровские команды работали и в нашем Дворце пионеров. Они заботились о семьях фронтовиков, подвозили для них дрова, кололи и укладывали их, сидели с малолетними детьми, мыли полы, делали игрушки для малышей.
17 командирам команд были вручены почётные грамоты Ивановского обкома комсомола.
_____________________________________________________________________________________
Самозарядная винтовка системы Токарева СВТ-40
Среди экспонатов военно-исторической экспозиции ВСПК «Легион» есть два неброских металлических фрагмента. Это составные части советского стрелкового оружия, история которого почти всегда вызывает искреннее удивление у наших посетителей.
Когда мысленно представляешь советского пехотинца, солдата-победителя, вынесшего на своих плечах всю тяжесть великой войны, то обычно видишь в его руках или винтовку системы Мосина (легендарную «трехлинейку»), либо грозный в своей простоте и мощности пистолет-пулемет Шпагина (ППШ). И только немногие вспомнят, что на вооружении нашей армии был ещё один вид стрелкового оружия, который должен был объединить достоинства трехлинейки и ППШ.
Пожалуй, ни об одной советской винтовке нет столь неоднозначных отзывов, как о самозарядной винтовке Токарева (СВТ-38/40). Причем большая часть этих отзывов – откровенно критическая. С другой стороны, известно, что в годы Великой Отечественной войны СВТ была высоко оценена нашими снайперами, на вооружении всех подразделений советской морской пехоты стояла СВТ-40, и как не удивительно – ценили это оружие солдаты немецкого Вермахта. Давайте попробуем разобраться, почему же отзывы настолько противоречивы.
Начиная с 1920-х гг. перед оружейными конструкторами СССР была поставлена задача разработать мощное и дальнобойное стрелковое оружие с автоматической перезарядкой патрона. Многие оружейники пытались решить эту задачу и небезрезультатно. Так в 1936 г. На вооружение РККА была принята автоматическая винтовка системы Симонова (АВС-36), стрелявшая очередями. Однако это привело к чересчур большому расходу боеприпасов при недостаточной эффективности огня. По воспоминаниям очевидцев, лично И.В.Сталин потребовал разработать новое стрелковое самозарядное оружие, ведение автоматического огня из которого было невозможно, так как «в условиях боя нервозное состояние стрелков толкает их на бесцельную непрерывную стрельбу». Уже через два года такое оружие было изготовлено видным советским оружейником Ф.В.Токаревым, создателем знаменитого пистолета «ТТ».
Новая десятизарядная винтовка получила наименование «СВТ-38» и получила боевое крещение во время советско-финской войны 1939-40 гг. В ходе исправления обнаруженных недостатков её конструкция была доработана. Новая модификация, «СВТ-40» стала широко поступать в войска, где должна была заменить старую винтовку системы Мосина. Всего на наших оружейных заводах было изготовлено более миллиона новых винтовок.
Наступил июнь 1941 года… Большое количество автоматических винтовок у советских стрелков стало неожиданностью для немцев в начале войны ( один немецкий солдат писал домой летом 1941 г: «Русские поголовно вооружены ручными пулемётами») Известно, что при осаде Брестской крепости немецкая пехота просто не могла приблизиться на дистанцию огня своих пистолетов-пулемётов, пока у защитников не закончились патроны.
Однако начавшаяся война выявила ряд серьёзных недостатков у нового оружия. Так на морозе оружейная смазка застывала, а при загрязнении винтовка просто отказывала в работе. Кроме того, СВТ-40 оказалась очень сложной и дорогой в производстве. Она состояла из 143 деталей (из них 22 пружины), для производства которых требовались 12 марок стали (в том числе две специальные). В условиях тяжелых поражений начального периода войны и вынужденной эвакуации предприятий в тыловые регионы СССР, от производства самозарядной винтовки пришлось отказаться в пользу гораздо более простых и дешёвых образцов — трехлинейки и ППШ. Многие исследователи отмечают ещё одну важную особенность СВТ, сыгравшую в её судьбе негативную роль: она требовала к себе большой аккуратности и технической грамотности в обслуживании. Быстро обучить этим навыкам огромное число призывников военного времени, зачастую никогда не имевших дела со сложной техникой, было непросто. Таким образом по объективным причинам несмотря на все свои достоинства винтовка СВТ-40 так и не смогла заменить устаревшую, но гораздо более простую и неприхотливую трехлинейку.
Но забывать «Свету» (так наши бойцы ласково называли СВТ-40) не стоит. Свой вклад в великую Победу она внесла, в умелых руках не раз спасая жизни наших бойцов своей мощью и скорострельностью. Особенно полюбили «Свету» наши снайперы. Знаменитая девушка-снайпер Людмила Михайловна Павличенко, личный счёт которой составил 309 уничтоженных гитлеровцев, предпочитала использовать в бою СВТ-40.
И именноопыт эксплуатации винтовок Токарева помог в разработке послевоенного индивидуального автоматического оружия, которое должно было быть очень простым и крайне неприхотливым. Так что, в какой-то степени самозарядные винтовки Токарева стали предшественниками будущего гениального автомата Калашникова.
_____________________________________________________________________________________
I областной слёт тимуровцев. Дворец пионеров. 1944 год
В президиуме 2-я слева Галина Юшко – секретарь обкома комсомола
Первый слёт тимуровцев открылся 5 марта 1944 года в зрительном зале Дворца пионеров. На нём были представители 700 тимуровских команд.
Тимуровские команды появились в первые месяцы войны в пионерских дружинах школ страны и нашего города по примеру героев книги известного детского писателя Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». 4 тимуровские команды работали и в нашем Дворце пионеров. Они заботились о семьях фронтовиков, подвозили для них дрова, кололи и укладывали их, сидели с малолетними детьми, мыли полы, делали игрушки для малышей.
17 командирам команд были вручены почётные грамоты Ивановского обкома комсомола.
_____________________________________________________________________________________
Солдатский медальон
http://www.dvorec37.ru/index.php/2014-10-20-03-58-48#sigFreeId8e0c5dcdc9
Этот предмет немного теряется на фоне остальных экспонатов военно-исторической экспозиции ВСПК «Легион». Невзрачный футлярчик из бакелита всего-то 5 сантиметров длиной. А между тем, именно находка такого футлярчика является, наверное, самой желанной для каждого поисковика! Это - печально знаменитый солдатский смертный медальон.
В начальный период Великой Отечественной войны в Рабоче-крестьянской Красной армии использовались закручивающиеся пластмассовые пенальчики - медальоны, в которые вкладывался листок бумаги с данными бойца. Согласно приказу Народного Комиссариата обороныСССР № 238 от 21.12.39 г. о использовании медальона в военное время, применялся либо специальный бланк, либо обычная рукописная записка. Бланк заполнялся в двух экземплярах. В случае гибели бойца один экземпляр отправлялся в канцелярию, второй оставался с телом и передавался родственникам после погребения. Однако, так должно было быть «на бумаге». А в действительности, многие красноармейцы не заполняли свои медальоны, считая это плохой приметой…. Кроме того, бумага – крайне недолговечный материал. Спустя десятилетия, прошедшие с войны, разобрать текст на вкладыше очень непросто. А уж если внутрь пенальчика попадала вода, то узнать имя погибшего героя чаще всего становится просто невозможно.
Уже в ноябре 1942 года солдатский медальон в РККА был отменён. (Историки до сих пор спорят о причинах этого.) Не смотря на отмену, некоторые бойцы продолжали носить с собой медальоны уже по собственной инициативе.
Держа в руках скромный бакелитовый пенал, мы должны помнить, что именно находка такого солдатского медальона даёт поисковикам шанс вернуть имя героя из вечности, а его потомкам узнать судьбу своего предка, не вернувшегося домой с той Великой войны.
_____________________________________________________________________________________
Концертная бригада кружковцев Дворца пионеров. 1944 год

Руководитель - Корыгин Александр Николаевич, педагог симфонического оркестра, в третьем ряду первый слева. Первая справа во втором ряду – Романова Ольга Петровна – руководитель хореографического кружка.
Летом 1942 года во Дворце пионеров была организована концертная бригада кружковцев. В неё входили четыре коллектива: хореографический, драматический, симфонический, хоровой. Они выступали с концертами перед бойцами и командирами в госпиталях города, в загородных пионерских лагерях, на детских площадках в детском парке.
В концертной бригаде выступал драмкружковец, будущий артист Ивановского областного драматического театра, народный артист СССР Лев Раскатов, воспитанник хорового кружка, будущий солист оркестра Большого Академического театра Юрий Кривов (гобой), воспитанница симфонического оркестра Мира Шершова, ныне известная виолончелистка, заслуженный работник культуры России.
Наши кружковцы своими выступлениями не только поддерживали жизнерадостное настроение у бойцов и жителей города, взрослых и детей, но стремились внести материальный вклад в дело помощи фронту. Они проводили платные концерты на сценических площадках города. Деньги перечисляли в фонд действующей армии, госпиталей города, а также районов страны, освобождённых от фашистов – Сталинградскую и Смоленскую области.
_____________________________________________________________________________________
Солдатская каска


Одним из символов Великой Отечественной войны можно назвать советскую солдатскую каску. Её строгие и узнаваемые контуры мы можем увидеть и на фронтовых фотографиях, и на бронзовых и гранитных памятниках, посвящённых воинам-победителям. Этот скромный предмет амуниции, спасший жизни тысяч и тысяч наших солдат, имеет свою историю.
Наша каска, «Солдатский шлем образца 1940 г.» (СШ-40), была принята на вооружение перед самой Великой Отечественной войной. Один из авторов каски М.И.Корюков рассказывал впоследствии следующую историю:
«Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный. Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, — пуля такой силы не имеет. Конечно, Буденный был опытный „рубака“, и клинок из закаленной златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух — и тут же звякнул шлем. Буденный с удивлением осмотрел место удара: „Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!“, и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем — с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Буденного. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. „Молодцы! — сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали“.»
Конечно, с такими рекомендациями прославленного героя Гражданской войны СШ-40 был в кратчайшие сроки принят к производству. Изготовляли их в годы войны на металлургическом заводе «Красный Октябрь» в Сталинграде и Лысьвенским металлургическим заводом на Урале. Затем в связи с начавшейся Сталинградской битвой все советские каски выпускались только на уральском заводе (кстати, сейчас в г.Лысьва создан специальный Музей Каски.)
В ходе заводских испытаний было выяснено, что СШ-40 с 25 метров выдерживает попадание простой пулей (патрон с уменьшенным зарядом) из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов (той самой «трёхлинейки»). Конструкция и защитные свойства новой каски оказались настолько удачны, что с небольшими изменениями она простояла на вооружении Советской армии вплоть до 1980-х годов.
В музее ВСПК «Легион» хранится СШ-40, обнаруженная курсантами клуба в ходе поисковых работ в составе сводного ивановского поискового отряда «Эхо» на территории Смоленской области. К сожалению, уже не удастся установить имя и судьбу советского бойца, которого она защищала от пуль и осколков.
Но не будет преувеличением сказать, что и эта каска навсегда превратилась в символ нашей великой Победы!
_____________________________________________________________________________________
Грампластинка. Изготовлена на московской экспериментальной фабрике грампластинок. 1940год

В годы Великой Отечественной войны её слушали наши бойцы в землянке в периоды затишья между боями. Песня «Синий платочек» - одна из самых любимых нашими солдатами. В 1940 году запись песни была сделана в исполнении певицы Е.Н. Юровской.
В музей пластинку передал воспитанник Дворца пионеров военных лет Вадим Петрович Примас, а он получил её от своего друга Сергея Мешаловского, с которым учился в Ивановском электромеханическом техникуме. Эта пластинка принадлежала отцу Сергея - фронтовику и сопровождала его на протяжении всего боевого пути.
В 1942 году известная певица Клавдия Ивановна Шульженко предложила изменить слова популярной песни «Синий платочек», чтобы они соответствовали времени, отражали битву с фашистами. Лейтенант М.А. Максимов, не будучи поэтом, внёс изменения в текст песни и её слова сразу же понравились певице, которая навсегда сохранила песню в своём репертуаре.
_______________________________________________________________________________________
Знаменитый пулемёт «Максим»

Мало какое другое стрелковое оружие заслуживает титула "прославленный". В военной истории нашей страны в первой половине ХХ века именно "Максим" стал оружием-легендой. Даже песни про него пели… Да и сейчас характерный облик пулемёта знаком, наверное, каждому.
И всё же даже в его истории есть малоизвестные страницы. Начнём с того, что даже в названии его мы по привычке делаем ошибку. Правильное его название - Максим, с ударением на первом слоге. И получил он свое имя в честь своего создателя, британского оружейника американского происхождения Хайрема Стивенса Максима в 1883 году. Фактически это был первый в мире станковый пулемёт, широко применявшийся в многочисленных войнах и вооружённых конфликтах на рубеже 19-20 веков.
Новое оружие заинтересовало и русское правительство, и после переговоров "Максим" с 1904 г. Слали производить на тульских оружейных заводах. Однако у новинки был ряд серьёзных недостатков, главным из которых безусловно была его громоздкость. (вес пулемёта достигал 200 кг.)
В 1910 г. группа отечественных оружейников провела глубокую модернизацию "Максима" и разработали новый колёсный станок. Пулемёт полегчал до 70 кг. и приобрёл тот самый узнаваемый облик. Именно этот "Максим" широко применялся в ходе Первой мировой войны и Гражданской войны. Пулемёты использовали в качестве станковых пулемётов, устанавливали на бронеавтомобили, бронепоезда и "тачанки".
В 1930 г. была проведена очередная модернизация "Максима", однако к концу 1930-х годов конструкция пулемёта морально устарела. Ещё до войны была разработана и запущена в производство существенно более совершенная и современная конструкция станкового пулемёта - ДС конструкции В. Дегтярёва. Казалось бы, "Максим" навсегда ушёл в историю.
Но тут началась Великая Отечественная война. Новый пулемёт оказался слишком прихотливым и часто приходил в негодность. И старый надёжный "Максим" вновь вернулся в нашу армию. Его использовала как пехота, так и горнострелковые отряды, а также флот. В зимнее время "Максим" устанавливали на лыжи, санки или на лодку-волокушу, с которых и вели огонь. Во время Великой Отечественной пулемёты крепили на автомобилях. Был и счетверённый зенитный вариант "Максима". В таком виде пулемёт устанавливался в кузовах автомашин, бронепоездах, на крышах зданий. Пулемётные системы "Максима" стали самым распространённым оружием войсковой ПВО. И выпускался вплоть до 1945 г.
В нашем музее хранится фрагмент пулемётной ленты "Максима", изготовленной из брезента с целью экономии металла, а также металлический короб, предназначенный для хранения и переноски подобных лент на 250 патронов. Эти экспонаты были обнаружены на смоленской земле в ходе поисковых работ поискового отряда "Эхо", в которых принимали участие и курсанты ВСПК "Легион". Кроме того, во время одного из учебно-тренировочных походов по Вичугскому району в руинах заброшенного дома была случайно найдена старая фотография, на которой мы увидели группу красноармейцев, знакомящихся с устройством пулемёта "Максим". Этот снимок также вошёл в состав военно-исторической экспозиции нашего музея.
http://www.dvorec37.ru/index.php/2014-10-20-03-58-48#sigFreeId767f8ea864
____________________________________________________

Фуражка артиллериста РККА образца 1935 года
Была обнаружена на чердаке одного из заброшенных домов нежилой деревни Белоусово (Сокольский район ныне Нижегородской области.) В этом же доме были найдены остатки семейного архива: несколько старых фотографий и ряд личных документов, относящихся к 1930-40-м гг. Особый интерес вызвала одна из фотографий: молодой парень в форме артиллериста Рабоче-крестьянской Красной Армии и, возможно, именно в той фуражке, которая была найдена на чердаке. На оборотной стороне фотографии была подпись: «На память маме от сына Колесникова Павла Ивановича».
При помощи сайта «Объединённая база данных «Мемориал», на котором хранится информация о миллионах наших соотечественников, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной войны, нам удалось установить судьбу молодого артиллериста с фотографии: «красноармеец Павел Колесников пропал без вести в июле 1942г.»
Во время дальнейшей работы с обнаруженными документами и с интернет-ресурсами курсантке военно-спортивного патриотического клуба «Легион» и бойцу сводного поискового отряда «Эхо» Артемьевой Полине удалось более подробно выяснить как некоторые страницы биографии Павла Ивановича, так и последние дни его жизни. Об этом хочется рассказать более подробно:
28 июня 1942 года из района северо-восточнее Курска немецкая армейская группа "Вейхс" начала наступление на воронежском направлении и прорвала оборону войск Брянского фронта. Началась крайне неудачная для советских войск Воронежско-Ворошиловградская оборонительная операция. С самых первых дней 602-й Пушечно-артиллерийский полк, в котором служил красноармеец Колесников, оказался на острие немецкого удара. Первое время натиск противника удавалось сдерживать, но 3 июля немецко-фашистские войска взломали советские оборонительные позиции. При отходе к переправе через реку Оскол наши артиллеристы трижды принимали боевой порядок для отражения танков противника прямой наводкой, хотя тяжёлые пушки совсем не были для этого приспособлены. Все попытки прорвать с боем танковые заслоны через реки Оскол и Стужень оказались безуспешными. Оставшаяся в наличии материальная часть в количестве пяти тракторов и пушек без боеприпасов по приказу командира полка была взорвана. Оставшийся в живых личный состав побатарейно, группами стал пробиваться из окружения к реке Дон…..Всего же, по официальным фронтовым сводкам, из состава 602-го ПАП вырвались из фашистского «котла» и переправилось через Дон 157 человек (то есть лишь один из десяти…) Все остальные либо погибли, либо пропали без вести. Среди последних, вместе со всеми своими сослуживцами по орудийному расчёту, оказался и Павел Иванович Колесников…. Какова была его дальнейшая судьба вряд ли кто узнает - погиб он сразу или сгинул в фашистском плену? Но вернуться домой красноармейцу Колесникову было уже не суждено….
Вечная память!
____________________________________________________

Учебный дневник талантливого драмкружковца военных лет Владимира Таничева. 1941-1943гг.
Содержит рукописные тексты ролей, которые он исполнял на сцене Дворца с 1941 по 1943годы. В них отражена серьёзная подготовительная работа к спектаклям. Талантливый воспитанник сопровождал свои записи ролей рисунками и размышлениями о характерах и внешнем облике героев пьес. Он исполнял ведущие роли в спектаклях: «Великий еретик» по пьесе И.Пехова и Т.Добржанского, «Медведь» по пьесе А.П.Чехова, «В бурю» по пьесе В. Суходольского и многих других.
Увлечение театром ему передал его отчим Виталий Бабочкин – родной брат знаменитого советского артиста Бориса Бабочкина. Он был известен, и любим всей страной как исполнитель роли легендарного героя гражданской войны Василия Чапаева в одноимённом фильме «Чапаев».
Владимир Таничев был призван на защиту Родины в августе 1943 года. Вначале он был направлен в Чкаловскую область, где короткое время учился на связиста. В сентябре 1943 года он принял участие в боях за освобождение Украины и вскоре погиб в районе Харьковской области.
____________________________________________________

Фотоаппарат типа «Фотокор №1». Пластиночная складная камера. 1930-е годы
Первый советский крупносерийный фотоаппарат. Производитель – Ленинградский Государственный оптико-механический завод, который в 1930 году начал его выпуск на базе наиболее удачных западных образцов. Данный тип фотоаппарата это пластиночная универсальная камера формата 9х12 с двойным растяжением меха. Мех камеры – пирамидальный. Затвор камеры «ГОМЗ» был разработан советскими инженерами А.А. Воржбит и П.Г. Лукьяненко. Первые партии фотоаппаратов выпускались с импортными затворами и объективами. Фотоматериал – фотопластинки в металлических односторонних кассетах, размер кадра - 9х12. Корпус обтягивался кожзаменителем, в комплект входил жёсткий кожаный чехол.
Фотоаппарат принадлежал Примасу Петру Васильевичу – бойцу 332-й стрелковой дивизии имени М.В. Фрунзе, который отдал свою жизнь в боях за город Велиж. В наш музей этот уникальный экспонат передал его сын Примас Вадим Петрович - воспитанник ДДЮТ военных лет, педагог Дворца в 1970-е - 1980-е годы. С помощью этой фотокамеры П.В. Примас в 1930-е – начале 1940-х гг. сделал фотографии о жизни своей семьи и города Иванова, которые сейчас составляют семейный архив В.П. Примаса. Некоторые из них представлены в фото изданиях о нашем городе.
Copyrights © 2016
Копирование материалов сайта
ЗАПРЕЩЕНО