

Анализ влияния семьи на психическое развитие ребенка выявил, что главную роль здесь играет тип отношений между родителями (в первую очередь матерью) и ребенком. Среди разнообразия этих отношений, обусловленных культурным уровнем родителей, их ценностями, семейными традициями и другими факторами, выделяют два основных типа отношений к детям. Первый подразумевает, что главным ориентиром в семье считается ребенок, а второй выражает приоритет принципов, предрассудков и установок взрослого. Первый тип отношений является предпочтительным, так как позволяет установить искреннее взаимопонимание между детьми и родителями, обеспечить позитивное влияние семьи на развитие ребенка благодаря психологически правильной эмоциональной атмосфере.
Каждую непростую жизненную ситуацию важно обдумать и сделать верные выводы на будущее. Обнаружить причины конфликтов между родителями и детьми возможно, проанализировав поведение и тех и других в различных эмоциогенных условиях.
Типичная нервная ситуация как для детей, так и для их родителей — поход к зубному врачу. В очереди находятся дети разного возраста, почти все с мамами. Такие условия прекрасно подходят для того, чтобы изучить влияние семьи на развитие ребенка. Шестилетний мальчик волнуется и начинает капризничать и хныкать. Очевидно, что он плачет не столько из-за зубной боли, сколько от боязни войти в кабинет стоматолога, где явно происходит что-то страшное. Мать плачущего мальчика чувствует неловкость и раздражение из-за того, что ее хныкающий сын привлекает всеобщее внимание. Она говорит ребенку, что такому большому мальчику некрасиво плакать, а вон сидит совсем малыш, но он не плачет и совсем не боится. После этого она пытается отвлечь сына детской книжкой, но безуспешно. Наоборот, мальчик кричит еще больше, а мать еще больше сердится и не знает, что предпринять. Крики ребенка привлекают внимание медиков: выглянувшая из кабинета медсестра берет за руку упирающегося мальчишку и ведет в кабинет вне очереди, решив, что его боль очень острая. Несмотря на нарушение порядка очереди, многие вздохнули с облегчением.
Среди детей этой же очереди можно было наблюдать и тех, кто вел себя удивительно достойно и мужественно, несмотря на мучившую их боль и общую стрессовость положения. Между такими детьми и сопровождавшими их родителями была заметна высокая степень доверия, взаимопонимания и душевного контакта. Налицо было положительное влияние семьи на развитие ребенка, главным образом на психическое. Это можно было понять по тому, как малыш прижимался к матери, как мать тихо подбадривала его нечастыми словами, тем самым помогая справиться с болью. Было видно, что ребенок и мать - едины, что у дошкольника есть очень близкий защитник, его жизненный тыл.
Многие интересуются секретом такого взаимопонимания, пытаются найти однозначные ответы на сложные вопросы воспитания детей. Каким образом можно избежать проблем в воспитании детей? На что нужно обратить пристальное внимание в раннем возрасте? Как исключить негативное влияние семьи на развитие ребенка? На поставленные вопросы невозможно найти универсальный ответ. Однако, можно сказать, что лучший способ воспитывать детей — не делать для этого ничего специально. Имеется в виду, что стоит прислушиваться к внутренним ощущениям, которые позволяют понять истинные мотивы поступков — будь то бескорыстная любовь либо предрассудки и эгоизм.
Еще неродившийся ребенок естественным образом становится центром жизни семьи, ключевым фактором, влияющим на психическое состояние матери. Новорожденный беззащитен и слаб, требует к себе повышенного внимания и ничего не умеет. Хотя все его потребности — небольшие, младенческие, именно ребенок является властителем в семье. Его рождение полностью меняет образ жизни взрослых, все делается для него и вращается вокруг него. Это — естественный ход событий, так и должно быть. Это именно то, что нужно ребенку, то, что практически невозможно осуществить в условиях воспитания без семьи.
Интересно, что маленький ребенок — это не только предмет главной заботы взрослых, но и центр их собственного существа. Взрослые говорят с ним, хотя младенец еще не может понять речь. Родители проявляют нежность и заботу, которые тоже не соответствуют уровню сознания ребенка. Этот избыток одностороннего общения полезен: он позволяет младенцу полноценно развиваться в семейной атмосфере любви и доверия. Влияние семьи на развитие ребенка сложно переоценить. Теплота в общении, доброжелательные отношения между ребенком и матерью должны обязательно сохраняться хотя бы до школьного возраста.
Молодая семья решила отправить своего маленького, еще не достигшего трех лет сына в детский санаторий. Это делалось из лучших побуждений, так как данное оздоровительное учреждение имело прекрасную репутацию. Санаторий в самом деле оказался хорошим. По воскресеньям родители навещали малыша, привозили ему сладости. Однако мать забрала сына домой до окончания срока, остро почувствовав, что происходит что-то неправильное. По ее словам, малыш стал смотреть грустными "сиротскими глазами", и она не могла этого вынести. Мать поняла, что оздоровление не идет на пользу ее ребенку, несмотря на все созданные условия, и приняла абсолютно верное решение с точки зрения детского психолога. Полтора месяца пребывания в санатории обернулись для малыша начавшимся отставанием в развитии и регрессом в психическом развитии. Появились вялость и безынициативность, взгляд "потух". Через несколько недель семейной жизни он вновь стал лучше говорить, спать, перестал плакать по ночам. Только после того, как мальчик наконец поверил, что он дома, рядом с мамой и папой, и так будет всегда, мальчик смог вернуться к своему обычному поведению и стал развиваться умственно и психически. В этом случае отчетливо видно благоприятное влияние семьи на развитие ребенка.
Детская психология знает множество подобных примеров. Все они подтверждают мысль о нежелательности ослабления связи с семьей, главным образом с матерью. Влияние семьи на развитие ребенка таково, что подобное ослабление неизменно пагубно отражается на малыше. Поэтому в отношении круглосуточных, так называемых пятидневных садов можно высказаться в однозначно негативном ключе. Оставлять ребенка на ночь в саду можно только очень редко, при неимении альтернативного выхода. Конечно, малыша обязательно нужно заранее подготовить к такой перспективе и договориться с ним, но ни в коем случае это не должно входить в систему. Родителям необходимо осознать, что пять дней — это чересчур долго для маленького ребенка и помнить, что никакая работа не стоит того, чтобы оставлять дошкольника на неделю без внимания. Часто работа родителей, даже посменная, позволяет забирать ребенка домой каждый день, но это не делается из банальных соображений удобства.
Закономерностью является то, что ребенок занимает особенное положение в семье, оказывается в самом центре жизни родителей. Однако, из этого не должны вытекать детская безнаказанность и вседозволенность. Нельзя потакать каждому капризу и любой прихоти детей, потому что тем самым в системе ценностей ребенка, которая только формируется, начинается перекос. Существуют некоторые недопустимые вещи, которые сразу же нужно пресекать. Бывают ситуации, когда действеннее и по-человечески понятнее, в том числе и самому малышу, будет непосредственная эмоциональная реакция на его проступок, даже сопровождаемая наказанием, чем равнодушие взрослого или нравоучительная нотация родителя. Влияние семьи на развитие ребенка очень велико. Обязательно нужно обращать внимание на попытки детей унизить достоинство другого человека, намеренно причинить кому-либо вред или боль. Развлекаясь с годовалым ребенком, мать ради забавы подставляет ему свое лицо и просит: «Побей маму, побей, ну-ка, покажи, как ты бьешь маму». Малыш ситуации не понимает и играется, колотит маму по лицу своими маленькими кулачками. Судя по всему, мать тоже не представляет себе последствий своей "игры". А малыш запомнит, что бить близких, и вообще других людей — это нормально, даже смешно и увлекательно.
Дети часто специально испытывают наше терпение и изводят нас капризами. Идя на поводу у неразумных прихотей ребенка, мы не даем ему нужную для становления личности свободу. Наоборот, из-за нашего попустительства ребенку тяжело будет справиться с собственными страстями и желаниями. Как внутренняя свобода невозможна без нравственных ориентиров и "правильных" ценностных установок, так и гармоничная личность не может формироваться без нравственного воспитания в семье с самого рождения.
Copyrights © 2019
Копирование материалов сайта
ЗАПРЕЩЕНО