Версия для слабовидящих

Ссылки на ресурсы

 

сайт двоца творчества

детское творчество

детское творчество иваново

ивановский дворец творчества

ивановский дворец творчества

  

 

 

 .

.

 

Как вырастить талантливого ребенка или мифы о детской одаренности

«Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом»( Л.Холлингзуорт.)

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В специальной литературе выделяют несколько категорий одаренных детей: дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта ; дети с высоким уровнем творческих способностей; дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности; дети, хорошо обучающиеся в школе.

Детская одаренность в последнее время перестает быть феноменом, который исследуют, выявляют, которому содействуют. И превращается, скорее, в некоторое модное явление, набор детских способностей и умений, которые желают заполучить и развить родители в своем чаде, независимо от индивидуальных особенностей и свойств нервной системы ребенка.

С самого раннего возраста ребенка начинают «развивать», следуя старому принципу советской педагогики: «нет одаренных и неодаренных, есть те, которых хорошо воспитывали и обучали». Вместо обычных кубиков его игрушками становятся кубики Зайцева. Эмоциональное общение с родителем заменяется шквалом информации в виде разных терминов, понятий, совершенно не соответствующих его возрасту, но вполне удовлетворяющих амбиции родителей. Не раз, в моем присутствии, родители в игре с ребенком 2- лет употребляли термины «смотри – это параллелепипед», не задумываясь о том, как и где он может употребить этот термин, если уж и запомнит. Процесс здоровой детский игры, которая, как ничто другое способствует полноценному развитию, заменяется познавательной деятельностью. Для родителей оказывается крайне важным научить читать, считать ребенка, который еще не говорит. Ввести второй иностранный при еще совсем несформировавшейся родной речи ребенка, что в свою очередь становится причиной логопедических трудностей у детей. Таким образом, внимание ребенка рассеивается, пирамида детского развития выстраивается вверх ногами.

Мы получаем «мнимую одаренность» при многостороннем нарушении личностной и эмоциональной сфер ребенка. Такой подход достаточно прочно утвердился в нашей отечественной педагогике и менталитете. Нет одаренных и неодаренных, есть те, которых хорошо воспитывали и обучали.

И родители, под влиянием этого принципа «воспитывают и развивают», пытаясь заполнить детские головы максимальным количеством знаний и информации. Многие родители объясняют такое свое стремление заботой о будущем своих детей. Но о какой заботе мы говорим, когда в два года вместо развития предметно-манипулятивной игры, когда важным для ребенка является взаимодействие с предметным миром (открывать, закрывать, переливать, стучать, пачкать, ощупывать), пытаемся научить его читать, запоминать сложные понятия. Как ребенок может научиться доверять этому миру и адаптироваться к нему, если вместо непосредственного знакомства с ним, будет занят познавательными видами деятельности, которые несвоевременно предлагают ему родители. Это забота скорее о своем самолюбии и статусе «хорошей мамы», нежели о гармоничном развитии ребенка. Конечно, как приятно похвастаться на детской площадке, когда твой ребенок вдруг выдает какое-нибудь «взрослое» слово или слово на английском языке. «Он у меня одаренный…»

Различие умственных и творческих способностей детей проявляется достаточно рано и спектр этих проявлений достаточно широк: от умственной отсталости, до выдающейся одаренности и это во многом результат генетических, психофизических предпосылок, которые порой игнорируются родителями.

Ребенка зачатую перегружают различными видами деятельности: он и учится в школе, и рисует, и занимается спортом, ну и конечно музыкальную школу тоже мимо не пройти. Родители словно участвуют в спортивном состязании: как в минимально короткие сроки развить максимально количество талантов ребенка. Такая погоня за одаренностью часто заканчивается в кабинете невропатолога или психолога: с жалобами на возбудимость, капризность, агрессию, отказом учиться.

При этом, если рассматривать одаренность с научной точки зрения – это есть некоторое отклонение от нормы развития, которое во многом является генетически обусловленым.

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Такая особенность восприятия одновременно сопровождается уязвимостью и повышенной чувствительностью. Одаренные дети имеют особенности и в сфере самооценки: они относят все происходящее на свой счет, их самооценка болезненна к любым комментариям из вне, они очень чутко относятся к социальной несправедливости.

Одаренность может проявлять себя скрыто или неявно и может долгое время остается незамеченным окружающими. Часто потенциальные возможности ребенка оказываются незамеченными из-за его сложного поведения, явно отличающегося от нормы. По исследованиям американских ученых 60% выдающихся и знаменитых людей имели серьезные проблемы при обучении в школе.

То есть, одаренность может проявлять себя как вид девиантности, приводя к трудностям в социализации и адаптации.
Л. Холлингзуорт выделила наиболее явные особенности, присущие талантливым детям:
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Список этот был предложен другим исследователем. Джон Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:
1. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
2. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
4. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

Так как же воспитать по-настоящему одаренного ребенка?

Одаренные люди – всегда яркие личности. Заметить и определить одаренность в своем ребенке – порой сложно. Но увидеть в нем личность, а значит отнестись к проявлениям ребенка чутко, внимательно, с уважением – это главное условие, содействующее самораскрытию, самопроявлению, а, следовательно, и самой одаренности ребенка.

Первые фундаментальные предпосылки формирования гармоничной личности – это пространство, время и опора.

Пространство: у ребенка должно быть свободное пространство для игры и самовыражения, должно быть ощущение своего места и порядка в доме. Ограничения и запреты сужают ощущение себя в мире. Важным для ребенка является пространство для творчества. Лучшими игрушками для вашего ребенка будут краски, пластилин, карандаши и все то, что позволяет непосредственно взаимодействовать с предметами, и в свою очередь приводит к развитию мелкой моторики, развитию восприятия и воображения, развитию способности видеть мир по-своему, оригинально, отлично от стандартов и шаблонов. Поддержите вовремя стремление к творчеству. Обращайте особое внимание на взаимодействие ребенка с натуральными природными материалами: глиной, песком, деревом… Не занимайте личное пространство ребенка множеством видов деятельности, которые вам кажутся важными, постарайтесь услышать и понять своего ребенка, что именно ему интересно (рисовать, танцевать, заниматься спортом). Не реализовывайте свое желаемое в его действительное.

Время: всему свое время; и предоставьте вашему ребенку для развития столько времени, сколько необходимо именно ему (у каждого свой темп и своя скорость созревания) – не игнорируйте это, не пытайтесь форсировать процесс развития: он научится читать тогда, когда будет достаточно готов для этого внутренне, физиологически… Не стоит загружать голову ребенка иностранными языками раньше 5-6 лет, не отнимайте зря его драгоценное время. Научите его красоте и чувству родного языка: сочиняйте с ним сказки, пытайтесь описать все, что вы видите, развивая фантазию, связную и описательную речь ребенка. Слушайте музыку и пойте в месте, развивая фонематический слух.

Научитесь находить собственное время для своего ребенка

Научитесь слушать вашего ребенка. Нам часто не хватает времени и терпения, чтобы выслушать детские новости. Слушая своего ребенка, вы развиваете в нем чувство, что его мнение важно для вас, а значит и для мира. Он учится выражать себя через речь и общение.

Опора: дайте понять вашему ребенку, что он важен и значим для вас, что он может в любой момент и ситуацию на вас рассчитывать – это сформирует в нем собственную прочность и опору.

Важно любить своего ребенка и говорить ему об этом, несмотря на его успехи и неудачи. Эмоциональное общение и принятие залог уверенности вашего ребенка в себе.

А главное, помнить, что никакая одаренность не будет для вас столь значима и важна, если нет главного условия существования в этом мире – ЗДОРОВЬЯ!

Copyrights © 2019

Копирование материалов сайта
ЗАПРЕЩЕНО