Ивановский городской Дворец детского и юношеского творчества
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования

Версия для слабовидящих

Поиск по сайту

Ссылки на ресурсы

 

 

  

17

19

 

 

 

 

 

 

           

 .сайт двоца творчества

ивановский дворец творчества

  

 

 

 .

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из вещей, которая не перестает удивлять сегодня - это тот факт, что в первом классе практически все дети хотят учиться. Но чем дальше, из года в год,  из класса в класс, таких детей становится все меньше и меньше. Является ли это наблюдение уникальным? Наверное, нет.

Одна из проблем, волнующих родителей, - это успешное обучение ребенка. А обучение без положительной мотивации (мотивации успеха) невозможно. Потому что если нет положительной мотивации, а есть только отрицательная (например страх наказания),  делать "домашку" из под палки удастся разве что до 5 класса.

При решении вопроса о том, как помочь  ребенку в  обучении,  нужно сначала определить, что же такое "учебная успешность". Иногда встречается такая  точка зрения, что ребенок должен учиться только на 4 и 5, а тройка– «плохая» отметка. Между тем оценка «три» означает, что ребенок имеет «удовлетворительные знания» по предмету. Завышение ожиданий и требований к ребенку приводит к учебным перегрузкам, так как ребенок - по крайней мере первые годы школьной жизни - стремится их выполнить,  и также к потере желания учиться, к снижению самооценки ребенка (раз я не выполняю то, что от меня требуется – значит я неумен), к напряжению во взаимоотношениях  с родителями, к чувству безысходности и внутреннему конфликту.

Необходимо учитывать, что не все дети способны учиться только на 4 и 5. Всегда хорошие и отличные отметки даже у способных детей ведут к переутомлению, ограничивают развитие в других направлениях, так как приводят к ограничению свободной деятельности ребенка, общения с сверстниками, посещения кружков и секций. 

Также важно принимать во внимание, что сформированность учебных навыков в соответствии с образовательным стандартом не всегда связана с наличием способностей в данной области. И наоборот, способности в какой-либо области не всегда находят выражение в оценках по предмету. Например, в начальной школе именно дети с тройками по математике набирают больше баллов в международном математическом конкурсе «Кенгуру», ежегодно проводящемся во всех школах и практически во всех классах, начиная, кажется с третьего или второго..

Одновременно с формированием лояльного подхода к оценкам, важно принять во внимание, что в некоторых случаях уровень обученности действительно может оказаться под риском или даже уже не соответствует требованиям. В этих случаях возникает необходимость в профессиональной консультативной помощи для учащегося и различных форм учебной поддержки. Такую поддержку учебной успешности  могут давать как школьный учитель, ведущий данный предмет, так и психолог, каждый в своем ракурсе.

Консультативная помощь психолога 

Часто обвиняют ребенка в том, что он «не хочет учиться», и поэтому не выполняет домашние задания, отказывается отвечать на уроке и т.п. Иногда вопрос действительно касается мотивации обучения, но мотивацию обвинениями и упреками вряд ли можно восстановить. Мотивация к учебной деятельности может оказаться снижена по ряду причин. которые имеют внешний характер и не являются «злой волей» ребенка. Например,

если была недостаточной поддержка познавательного интереса ребенка на ранних стадиях развития («не трогай, не делай, не высовывайся, и т.п.),

если имелась «передозировка» учебных занятий в логопедическом детском саду,

если ребенок имеет свой особенный индивидуальный темп развития и еще не перешел от «игровой» мотивации к «учебной»,

или если в классе среди детей имеется негативный лидер, не поддерживающий ценность обучения и «борющийся» с учителями за власть 

 

Могут быть и другие причины трудностей в обучении, например:

1. перевод из школы в школу, из класса в класс, влекущий за собой в ряде случаев нарушение школьной адаптации,

2 реакция на развод или ссоры родителей, или на смерть члена семьи,(Так, напимер, развод родителей обычно снижает учебную успешность ребенка на 2-3 года, так как является для него высоко стрессирующим фактором).

3. страх публичного ответа на уроке, препятствующий демонстрации имеющихся хороших знаний,

4. высокий уровень тревожности также будет влиять на учебную успешность, сказываться на отметках как за устную работу на уроках, так и на выполнении письменных контрольных работ.

5. конфликт или трудные отношения с учителем, поскольку для детей чрезвычайно важны для успешного обучения хорошие отношения с теми, кто его учит.

6.  И конечно же по ряду учебных предметов важны пробелы в знаниях – там, где изучение учебного материала строится последовательно. Пробелы могут быть связаны с пропусками школьных занятий из-за болезни или избегания занятий, прогулов, невыполнения домашних заданий.

7. Встречается также и просто недостаточная компетентность учителя в методике преподавания того или иного предмета. Так, например, родителю и ребенку дают неправильные рекомендации для запоминания таблицы умножения.

8. Трудности могут возникать и в связи с учебной индивидуальностью ребенка, например, если учитель предпочитает визуальную подачу учебного материала, а ребенок - кинестетическую, или, учитель начинает подачу учебного материала с теории, а ребенок - с практики.

Один из вариантов такой "индивидуальности" может быть связан с гипоксией, перенесенной ребенком во время рождения. Такому ребенку трудно высидеть на уроке  без движения в течение 45 минут, и он получает "неблагосклонность" учителя из-за поведения, нарушающего течения урока. Кроме того, для детей этого типа характерна повышенная утомляемость в интеллектуальной деятельности, что ограничивает их способность воспринимать новый материал на уроке.

Психолог с помощью диагностики и наблюдений  определяет, какие причины вызвали снижение успешности обучения ребенка, и подбирает и необходимые формы педагогической и психологической помощи ребенку. В случае необходимости по результатам диагностики он даст рекомендации по обучению и индивидуальному подходу к вашему ребенку и учителям, у которых учится ваш ребенок.

Copyrights © 2020

Копирование материалов сайта
ЗАПРЕЩЕНО